Скандал!!!
Что это и зачем
это?
Каждый из нас когда-то участвовал в этом или наблюдал за
этим явлением.
Корни скандала….
-Ты что, не понял, что тебе сказано…
-А, я понял…тебе =скандал= нужен;
Давольно знакомая
ситуация.
В чём его сущность?
Непонимание, желание выделиться, эксцентричность одного из аппонентов?
Или целенаправленное воздействие на окружающих ?
- Скандал – это шум вокруг инцидента, который иногда достигает таких децибел, что самого инцидента уже не слышно.
- Скандал – это ритуальный танец вокруг информационного повода, совокупность дискурсивных и не дискурсивных практик, которые сопровождают репрезентацию нарушения нормы.
· В современной культуре скандал воспринимается
как нечто настолько само собой разумеющееся, очевидное и понятное, что в
последнее время все чаще звучат мнения о том, что скандалы сопровождают человечество
на всем пути его развития (как будто скандал – это нечто природное и
изначально свойственное человеку).
·
Современный «скандал» про исходит от
древнегреческого “skandalon”, которое впервые встречается в греческом переводе
Нового Завета. В библейских текстах “skandalon” используется в значениях препятствия,
ловушки, обмана, искушения и чаще всего обозначает ситуацию, когда движение
внезапно прерывается и блокируется, причем одновременно в физическом и
моральном смысле.
·
Современное понятие скандала – как неприличное, профанное, то, что
относится к светскому событию, нарушению моральной нормы, – появляется не
раньше ХVI в. До этого времени понятие скандала относилось исключительно к миру
божественного, экстраординарного, предполагало описание системы мироздания как
такового и не могло служить для описания общественной и повседневной жизни.
·
В конце XVI в. скандал относили к «злонамеренной
сплетне», в XVII в. появляются коннотации позора, унижения, бесстыдного
поступка. До XVII в. понятие скандала не употреблялось в современном значении,
но и сами практики скандала еще не сложились. В первую очередь это связано с
тем, как квалифицировалось нарушение нормы. В традиционном обществе
преступление и грех, сумасшествие и бедность не различались. Жизнь
регламентировалась традицией, религиозной нормой и законом. Право осуждения имели
либо церковь, либо суверен и соответствующие правовые инстанции, либо, наконец,
Бог как наблюдатель, от которого невозможно скрыться, и гарантирующий
справедливое воздаяние. В отсутствие общественного мнения и практик публичной
коммуникации, пока у сообщества не возникло легитимного права выносить суждение
и влиять на ситуацию, практика скандала была невозможна, до модерна сама структура
дозволенного и недозволенного не оставляла места для скандала.
·
Скандал генетически связан с идеей истины и
открытием истинного положения вещей. В конечном счете именно связь скандала с
истиной приводит к субверсии – скандал порождает изменения постольку, поскольку
вскрывается истинное положение дел, или, как выразился бы Михаил Бахтин,
«лопаются... гнилые веревки официальной и личной лжи и обнажаются человеческие
души, страшные, как в преисподней, или, наоборот, светлые и чистые».
·
Модель 1. Скандал как продукт. От романтиков к звездам
Романтики обнаружили в скандале
источник переживания, нужный драматический импульс и обратили его в
художественную стратегию. С тех пор как в скандале обнаружили средство привлечения
внимания (а значит – и привлечения капитала), художественные открытия
романтиков прочно вошли в культуру и стали серьезно изучаться маркетологами. От
традиционной скандальной триады: нарушение норм – репрезентация – последствия
остается лишь репрезентация.
Для романтиков
скандал был средством подчеркнуть свою исключительность, отделиться от толпы, которая была не способна понять и принять
героя «бунтаря».
·
Модель 2. Субверсивный скандал и проблема
доверия
Субверсивный скандал сегодня быстро оборачивается
обсуждением не самого действия, нарушающего нормы, а реакций на это действие. Скандал
разворачивается как многоуровневый спектакль, в котором за «актерами» наблюдают
наблюдатели, а наблюдатели – за наблюдателями и т.д.
В современном
обществе скандал становится одним из немногих способов узнать «истинное
положение дел» – идет ли речь о функционировании институтов или о частной жизни
публичных фигур. Тем самым скандалы неизменно продуцируют ощущение многослойной
реальности, в которой видимое, декларируемое и предъявленное не соответствует
реальному положению вещей.
Отсюда – бесконечное стремление заглянуть за кулисы
спектакля, который разыгрывается медиа. Вместе с тем все новые и новые скандалы
приводят к тому, что «истина» быстро девальвируется. Каждое новое «открытие»
лишь обнаруживает и приоткрывает все новые области незнания.
Картина мира, которая производится скандалом,
знаменует собой, прежде всего, обращенность общества на само себя. Это
замкнутый круг: скандалы артикулируют проблемы, которые требуют решений,
которые, в свою очередь, порождают проблемы, требующие решений.
Действенность
скандала становится не просто средством в борьбе за распределение капитала, но
и механизмом функционирования публичной сферы.
Материал взят из книги: Волынская Алина Григорьевна «Скандал
как субверсивная практика»
Возможно, в отдельно взятом городе n-ске, пи-нске, Армавире
=Скандал=
инициированный одной из сторон,
вызовет интерес у публики и поднятие рейтингов всем участникам,
вовлечённым в =Скандал=.
Такой заголовок, как "parfiloff vs ОТП Банк" или
"ОТП Банк подаёт в суд на parfiloff"
вызовет интерес у жителя этого города по причине
самого факта =Скандал=...
Комментариев нет:
Отправить комментарий